Что мы знаем о боевых искусствах и о КЭМПО в частности? Боевые искусства, если совсем кратко, — это не просто обучение рукопашному или ножевому бою, это — всесторонняя подготовка человека в физическом, боевом и духовном аспектах, которая требует много времени, сил, в том числе моральных, и колоссальной воли. Это не просто тренировки, это – неустанное самосовершенствование, постижение и развитие своего внутреннего потенциала, ежедневное преодоление себя.

Как уже рассматривалось в статье ранее, происхождение КЭМПО, как одного из видов боевых искусств, глубоко уходит своими корнями в японскую воинскую культуру. Термин появился как результат японского прочтения китайских иероглифов цюань-фа («метод, закон кулака»). В Японии боевым искусствам и мастерам, постигшим их, отводилась наизначимейшая роль в жизни и общественном укладе. Быть самураем значило пользоваться глубоким пиететом окружающих. Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько велико в Японии прежних лет, что когда мы слышим слово «самурай», мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель, но и вспоминаем о легендарном самурайском кодексе чести Бусидо.

Бусидо́ (яп. «буси-до», «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики.

Ниже приведены основные постулаты японского кодекса чести истинного воина и настоящего мужчины, многие из которых актуальны в современном прочтении и по сей день.

  • Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
  • Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
  • Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
  • Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
  • Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  • Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
  • Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  • Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  • Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
  • Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  • Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
  • Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.

Как мы видим, быть самураем – это настоящее искусство. Не только военное, но и самодисциплины в совершенствовании своего ума, духа и тела. В Школе боевых искусств «Белый БАРС» чтят боевые искусства и самурайский кодекс в частности, и готовы научить не только рукопашному или ножевому бою и помочь развить физическую выносливость, но и способствовать укреплению духа. Ведь самосовершенствование личности – это сознательное развитие, путь долгой и кропотливой работы над собой, стремление к достижению гармонии тела и души, и это – путь настоящего воина!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *